Задачи развития привычки к умственному
труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся.
Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость
стимулирования ученика к умственным усилиям. Для
умственного развития вредно, если знания усваиваются
только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные
собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса
предполагает рассмотрение проблемы развития личности в
тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы,
интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств,
культуры умственного труда.
Цели НОУ:
- Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов
общеобразовательного учреждения - учащихся, имеющихся
развитые креативные способности.
- Достижение максимального уровня развития
способностей ребёнка.
Задачи НОУ:
- Расширять кругозор учащихся в области достижений
науки.
- Выявлять наиболее способных учащихся в разных
областях науки и развитие их творческих способностей.
- Активно включать учащихся школы в процесс
самообразования и саморазвития.
- Совершенствовать умения и навыки самостоятельной
работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции
учащихся в интересующих их областях науки.
- Организация научно-исследовательской деятельности
учащихся для усовершенствования процесса обучения и
профориентации.
В основу деятельности НОУ
положены следующие концептуальные позиции:
- Научной основой ранней дифференциации детей по
интересам служит учение о способностях (Л.С.
Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и
др).
- Способности - это личностные образования,
включающие знания и умения, которые сформированы на
базе врождённых задатков человека и определяет его
возможности в успешном освоении тех или иных
деятельности.
- Одарённость - высокий уровень развития интеллекта,
качественно-своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
- Талант - сочетание способностей, дающее
самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо
сложную деятельность.
- Развитие человека есть развитие его способностей
(С.Л. Рубинштейн).
- Наследуются не способности, а возможности их
развития - задатки (Л.С. Выготский).
- Способности и интересы формируются и проявляются
лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
Содержание и формы работы НОУ
Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются
учащиеся тех классов, возраст которых определён
положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые
имеют общие интересы в той или иной области знаний.
Научное общество учащихся МБОУ СОШ №3
включает 10 секций: «Химия и экология»,
«География», «История и краеведение», «Обществознание»,
«Филология», «Страноведение», «Физика», «Психология»,
«Социальное проектирование», Исследовательская
лаборатория при школьном музее.
Итогом научной работы учащегося
является выступление на конференции , где
учащийся как молодой исследователь приобретает умение
выстраивать логику научного сообщения, отвечая на
вопросы что? для чего? и как? осуществлялось в
исследовании, какие результаты получены.
Главная задача докладчика
– точно сформулировать и эмоционально
изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее
ярким, удобным для восприятия иллюстративным материалом.
Доклад – личностная форма содержательного общения
ученых, докладчик должен донести до слушателей свою
индивидуальность в исследовании, и тогда вся работа
становится более понятной.
Положение о школьном научном обществе
Положение о проведении школьной
научно-практической конференции «Шаг в науку»
(школьный этап краевого молодежного форума
«Научно-технический потенциал Сибири»,
номинация «Научный конвент»)
План
работы школьного НОУ МБОУ СОШ №3
Критерии оценки очного представления
исследовательских работ
школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»
Требования к оформлению электронной версии работы
школьника
Требования к оформлению научно-исследоватльских
работ учащихся
Материалы для школьников по самостоятельной
исследовательской практике
|